Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Бухгалтерский учет медалей в школе

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных образовательных учреждениях

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, за соблюдение норм действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации несут руководители образовательных учреждений в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст.6).

В зависимости от объемов учетной работы руководители образовательных учреждений имеют право:

  • *организовать службу бухгалтерского учета в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;
  • *ввести в штатное расписание учреждение необходимое количество должностей бухгалтерских работников;
  • *передать на условиях договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • *вести бухгалтерский учет лично.

В случае создания службы бухгалтерского учета в образовательном учреждении на главного бухгалтера возлагается ответственность за обеспечение соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций по действующему законодательству, контроль над движением имущества образовательного учреждения и выполнением различных обязательств учреждения. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников образовательного учреждения. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае принятия решения руководителем образовательного учреждения о централизации бухгалтерского учета за руководителем обслуживаемого учреждения сохраняются права получателей.

В частности, в пределах ассигнований, предусмотренных утвержденной распорядителем сметой доходов и расходов могут быть следующие права:

  • *получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды;
  • *разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения;
  • *расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;
  • *утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;
  • *решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых образовательных учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.

В случае передачи ведения бухгалтерского учета образовательного учреждения по договору оказания услуг специализированной организации или специалисту по бухгалтерскому учету, выступающего в качестве предпринимателя без образования юридического лица, конкретные функции и обязанности сторон определяются условиями договора.

Требования главного бухгалтера или лица, выполняющие его функции в специализированной организации в части порядка оформления и представления в службу бухгалтерского учета или специализированную организацию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников образовательного учреждения, а при централизации учета — для всех обслуживаемых учреждений.

Бухгалтерский учет в образовательном учреждении должен обеспечивать систематический контроль над ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. Бухгалтерский учет ведется образовательным учреждением непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до момента реорганизации или ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.

Документами, обеспечивающими нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, являются:

  • 1. Гражданский кодекс Российской Федерации, первая и вторая части которого приняты Федеральными законами РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ и от 26.01.1996 №14-ФЗ соответственно.
  • 2. Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  • 3. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″2;

а для государственных или муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из средств бюджетов различных уровней ещё дополнительно:

  • 1. Бюджетная классификация, введенная Федеральным законом Российской Федерации от 15.08.1996 г. №115-ФЗ;
  • 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ, который введен в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом РФ от 9.07.1999 №159-ФЗ3
  • 3. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации 25.05.1999 №38н4 (утратили силу с 01 января 2003 года в связи с выходом приказа Минфина РФ от 11 декабря 2002 года №127н5);
  • 4. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина РФ от 30.12.1999 №107н;
  • 5. Изменения и дополнения в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, введенные приказом Минфина РФ от 10.07.2000

№ 65н6;

  • 6. Изменения и дополнения к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 25.05.1999 №38н, введенные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №118н, продлившего срока действия выше упомянутых Указаний (утратили силу с 01 января 2003 года в связи с выходом приказа Минфина РФ от 11 декабря 2002 года №127н);
  • 7. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации 11.12.2002 №127н8;
  • 8. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина РФ от 26.08.2004 №70н9 введенной в действие с 1 января 2005 года.

Как видно из приведенной хронологии формирования и введения в действие нормативно-правовых актов, регулирующих систему бухгалтерского учета в бюджетных образовательных учреждениях различные изменения правил происходят в среднем 2 раза в течение календарного года, в то время как для негосударственных образовательных учреждений ситуация с правилами учета более стабильная. Учитывая необходимость ведения в образовательных учреждениях дополнительно еще и налогового учета с принятием части первой и части второй Налогового кодекса РФ Федеральными законами РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ и от 05.08.2000 №117-ФЗ, то можно сделать некоторые выводы.

В первую очередь, заключение о том, что достаточно консервативная по своей природе система учета в государственных образовательных учреждениях находится в сфере непрерывных инновационных изменений, которые не всегда положительно сказываются на деятельности системы образования в целом.

Основными задачами бухгалтерского учета образовательных учреждений являются:

  • *формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств образовательного учреждения, а также об имущественном положении и финансовых результатов его деятельности необходимой как для руководителей, учредителей и собственников имущества образовательного учреждения, так и для внешних инвесторов и другим пользователям финансовой отчетностью;
  • *обеспечение контроля над соответствием осуществляемых в ходе исполнения сметы доходов и расходов операций законодательству Российской Федерации, их целесообразностью, наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • *формирование необходимой отчетности для исполнительных органов власти, учредителей и собственников имущества;
  • *предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности образовательного учреждения и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

Формирование современных систем бухгалтерского учета в образовательных учреждениях основано на принципах и методологии, которые были закреплены в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном более десятилетия назад приказом Минфина РФ от 20.03.1992 №1010. Это Положение к настоящему времени утратило силу в связи с выходом приказа Минфина РФ от 2612.1994 г №17011, действие которого в свою очередь отменено в связи с выходом приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н12. Последнее Положение действует в настоящее время.

Под методом бухгалтерского учета принято понимать совокупность способов и приемов, обеспечивающих бухгалтерскому учету контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Метод бухгалтерского учета имеет сложную структуру и состоит из ряда элементов, составляющих основу метода.

Кому нужен бухгалтерский баланс?

Совокупность значений бухгалтерского баланса в буквальном смысле отражает финансовый облик организации.

В первую очередь бухгалтерский баланс необходим самой организации, чтобы иметь точную картину результатов ее основной деятельности, которые были получены за определенный период (год, квартал, месяц).

Бухгалтерский баланс показывает, насколько устойчиво развивается компания, как в отношении личной деятельности, так и относительно сотрудничества с другими организациями, что характеризуется двумя итоговыми показателями баланса, Актива и Пассива.

Причем основным признаком того, что баланс составлен правильно, является равенство конечных результатов Актива и Пассива компании.

Также бухгалтерский баланс компании необходим любым юридическим лицам, которые сотрудничают или собираются установить деловую связь с этой компанией.

Бухгалтерский баланс предприятия очень важен для банков, которые смогут оценить по показателям этой формы, насколько кредитоспособен будущий клиент, и какой максимальный размер кредита можно ему предоставить.

Каждая компания вынуждена с фиксированной периодичностью предоставлять бухгалтерский баланс акционерам, статистическим органам и налоговикам.