Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Территориальная подсудность административных дел районным судам

Что говорит закон

Подведомственность и подсудность административных дел судам определяется согласно нормам 17-27 КАС РФ. При этом разграничивается понятие подведомственности административных дел и подсудности по КАС РФ. Подведомственность (далее — ПвАД) определяет характер разрешаемо дела. Подсудность (далее — ПАД) же позволяет разграничить компетенцию между судебными структурами, под ведомством которых производится рассмотрение вопроса.

Что говорит закон

Подведомственность и подсудность административных дел судам определяется согласно нормам 17-27 КАС РФ. При этом разграничивается понятие подведомственности административных дел и подсудности по КАС РФ.

Подведомственность (далее — ПвАД) определяет характер разрешаемо дела.

Подсудность (далее — ПАД) же позволяет разграничить компетенцию между судебными структурами, под ведомством которых производится рассмотрение вопроса.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Подсудность гражданских дел

Дела, подсудные административному судопроизводству (далее — АД), по части 2, 3 ст. 1 КАС РФ разделяются на два типа:

  1. Те, где истцами выступают физические и юридические лица. Сюда относятся АД по вопросам оспаривания (краткий список):
  • деяний публичных органов, их работников,
  • актов нормативного характера (полностью или в определенной части),
  • деяний (в том числе письменных документов/решений) коллегий судей по вопросам квалификации,
  • размера/факта начисления компенсационных выплат за несвоевременное рассмотрение дела или выполнение решения суда,
  • выборных прав и т. п.

Выборное право защищается в порядке админ-судопроизводства

  1. 2. Те, истцом в которых выступают публичные органы или их работники. Обычно такие иски касаются судебного контроля за правомерностью работы публичных органов власти в части:
  • прекращения работы, ликвидации политической партии/общественной/религиозной организации или другого некоммерческого объединения, или такие же действия в отношении их структурных подразделений,
  • завершения работы средства массовой информации,
  • принуждения граждан выплатить положенные суммы, штрафы,
  • установления режима административного надзора для бывших преступников,
  • принудительной доставки лица в медицинскую организацию,
  • защиты прав недееспособных и лиц до 18, если их представитель по закону отказался от медицинских мер по спасению их жизни и т. п.

Если иск касается админ-правонарушения, судья использует нормы КоАП РФ, ч. 5 ст. 1 КАС (далее – Кодекс).

Определение подсудности административных дел

Подсудность дел об административных правонарушениях

По норме N 17 КАС, суды общей юрисдикции (далее — СОЮ), ВС РФ, региональные и военные суды могут вести судопроизводство АД в качестве органа первой инстанции. Разграничения ставятся по характеру полномочий каждого учреждения.

По КАС РФ подсудность позволяет разграничить распространение юрисдикции органов на разные типы административных исков.

Реализация права гражданина подать иск в орган, по правилам подсудности, осуществляется согласно ч. 1 ст. 47 Конституции России

Какие бывают виды подсудности

Выделяют такие виды административной подсудности:

  • по родовому признаку (далее — РП),
  • по территориальному признаку (далее — ТП).

РП – это правила передачи спора в определенное звено системы судебных органов (далее — СО). Разграничения производятся между райсудами, региональными СО и ВС. Каждый орган уполномочен решать вопросы конкретного рода. Последний определяется предметом спора.

Так, по норме N 19 Кодекса, АД относятся к районным судам, кроме:

  • исков по реализации прав военнослужащих, норма N18 КАС. Такими вопросами занимается военный суд,
  • мировой суд выносит постановление по взысканию платежей в порядке гл. 11.1 КАС (N17.1 КАС),
  • АД, которые перечислены в ст. 20 КАС и относятся к СО субъектов Федерации,
  • споров, которые рассматриваются ВС по ст. 21 Кодекса.

Важно! Согласно ст. 19 КАС подведомственные судам АД, за исключением споров, предусмотренных нормами N 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются райсудом в порядке первой инстанции.

Территориальная подсудность административного иска

По ТП разграничивается юрисдикция СО одного уровня в зависимости от территории, где происходит судопроизводство. В Кодексе ТП разделяется по типам:

  • общий вид – норма N 22. Иск подается по адресу ответчика,
  • исключительный вид – норма N 23. Определяет ПАД для лиц, которых нужно депортировать, госпитализировать, освидетельствовать, а также несовершеннолетних и недееспособных,
  • альтернативный вид – норма N 24. В этом случае заявитель вправе самостоятельно выбрать СО: по адресу ответчика или по месту проживания истца,
  • в зависимости от связи нескольких споров – норма N 26. Распространяется на случаи, если есть несколько ответчиков или встречный иск.

В большинстве случаев спор рассматривается по месту жительства ответчика

Ст. 27 КАС определяет случаи, когда допускается передача спора в другой СО. Такой процесс допускается, только если изначально иск подан по правилам ПАД, но:

  • в ходе процесса оказалось, что не соблюдены нормы Кодекса о подсудности,
  • ответчик, место нахождения которого неизвестно, объявился и подал ходатайство о передаче дела,
  • имел место отвод судьи, что сделало рассмотрение спора в этом суде невозможным.

Передача спора в другой СО оформляется определением и ограничивается сроком обжалования акта.

Подведомственность административных дел судам

Подсудность Гражданского процессуального кодекса (ГПК)

Юрисдикция, то есть свойство спора быть рассмотренным конкретным органом, определяется по правилам подведомственности административных дел. ПвАД позволяет поставить четкие границы между СО разной направленности. ПвАД определяется только согласно статьям законодательных актов, к примеру, Гражданский процессуальный кодекс — ст. 22, Арбитражный процессуальный кодекс – ст. 27-33 и т. д.

Выше уже было упомянуто, что в большинстве случаев, административные споры рассматриваются СОЮ, согласно КАС. Прочие судебные структуры вправе выносить решения по АД, только если это предусмотрено в нормативно-правовых актах (далее — НПА):

  • КС РФ – ст. 125 Конституции России и ФЗК N 1 от 21.07.1994. Принимает решение о соответствии НПА высших органов исполнительной власти основному закону страны,

Источник: https://e-megion.ru/shtrafyi/kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-kas-podsudnost

Дела административного судопроизводства, подсудность

Введение 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е. государственной деятельности). Раньше такие дела рассматривались в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ, который утратил силу с 15.09.2015 г.

Подсудность районного суда и его компетенция

Районный суд, как вторая инстанции осуществляет рассмотрение апелляционных жалоб, на решение мирового суда.

Те споры, по которым были вынесены еще не вступившие в силу постановления райсуда, могут обжаловаться гражданином путем направления апелляционной жалобы в вышестоящий суд общей юрисдикции.

По вступившим в силу постановлениям райсуда подается кассационная жалоба.

Любой человек вправе обратиться в райсуд с иском независимо от предмета иска, степени его сложности и суммы.

Только при этом следует соблюдать подсудность данного иска райсуду по месту нахождения или проживания ответчика (за исключением альтернативной подсудности).

Райсуды имеются в каждом районе и городе РФ, их количество определяется Судебным департаментом ВС РФ.

Судопроизводство осуществляется одним судьей, в случае рассмотрения обычного иска гражданина или дела об административном правонарушении, либо коллегиально, в зависимости от сложности, при  уголовном производстве.

Полномочия судьи  не имеют определенного срока и направлены на решение споров и правонарушений по существу.

Компетенция

Районный суд рассматривает и разрешает по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных на территории соответствующего административно-территориального образования, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности вышестоящих и военных судов, а также мирового судьи (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

Районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования.

Такое расследование назначается при совершении административного правонарушения в области антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей, законодательства в области налогов и сборов и в некоторых других случаях.

Кроме того, судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Районный суд на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ст. 34 Закона о судах общей юрисдикции).

К компетенции районного суда относится рассмотрение в апелляционном порядке апелляционных жалоб и представлений на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района (п. 1 ст. 320.1 ГПК РФ).

Районный суд осуществляет различные формы судебного контроля за действиями и решениями:

  • государственных органов;
  • органов местного самоуправления;
  • учреждений, предприятий и их объединений,
  • общественных объединений;
  • должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в районный суд на неправомерные решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, нарушающих их права и свободы, либо создающих препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконного возложения на него какой-либо обязанности или незаконное привлечение его к ответственности.

По усмотрению гражданина жалоба подается в районный суд по месту его жительства либо нахождения органа или лица, действия которого обжалуются. Такие жалобы районный суд рассматривает по правилам гражданского судопроизводства (ст. 254– 258 ГПК РФ).

Районный суд осуществляет судебный контроль за соблюдением законов органами, производящими предварительное расследование преступлений.

Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа:

  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о прекращении уголовного дела.

А равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования (ст. 125 УПК РФ).

В компетенцию районного суда входит рассмотрение ходатайств следователей и дознавателей об избрании в отношении подозреваемого либо обвиняемого в качестве меры пресечения залога, домашнего ареста и заключения под стражу (ст. 106–108 УПК РФ).

Кроме того, районный суд, но ходатайству следователя или дознавателя, может продлить срок содержания под стражей обвиняемого до 12 месяцев (ч. 2 ст. 109 УПК РФ).

Районный суд уполномочен давать разрешение органам предварительного расследования па производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан.

В частности, только на основании судебного решения производится осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск и (или) выемка в жилище, личный обыск, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров и некоторые другие действия (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).

Районный суд разрешает процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговоров и решений:

  • обращает приговоры, вступившие в законную силу, к исполнению;
  • рассматривает ходатайства об условно-досрочном освобождении от наказания;
  • о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
  • об освобождении от наказания по болезни;
  • об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам;
  • досрочное снятие судимости и ряд других вопросов (ст. 396–397 УПК РФ).

В компетенцию районного суда входит рассмотрение заключения прокурора о необходимости возобновления производства, но уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговора и постановления мирового судьи (ст. 417 УПК РФ), а также пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений и определений, вступивших в законную силу (ст. 393 ГПК РФ).

Районные суды рассматривают дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим запрещенные УК РФ деяния в состоянии невменяемости, или к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.

Эти же суды рассматривают вопросы о прекращении, изменении или продлении применения принудительных мер медицинского характера.